Клуб литературного развития «Пегасик»

Клуб литературного развития "Пегасик" работает с 2011 года при мурманской библиотеке-филиале №17 (библиотека – Центр экологического просвещения. «Яблочко». Адрес: ул. Скальная, 13А). За прошедший период проводилась большая и весьма эффективная работа по приобщению детей к чтению.

Руководитель клуба – библиотекарь Светлана Александровна Травникова. "Пегасик" состоит из 9 постоянных читателей библиотеки. Собирает друзей по выходным дням в читальном зале.

Цель клуба: создание необходимых условий для художественно-эстетического развития пользователей, для их творческой самореализации, развития креативности.

Задачи клуба:

  • Содействие продвижению книги и чтения среди детей
  • повышать интеллектуальный уровень читателей; способствовать творческой самореализации членов клуба;
  • содействовать развитию коммуникативных навыков читателей;
  • Создание комфортной атмосферы неформального общения.
  • Деятельность клуба литературного развития «Пегасик» реализуется через проекты:
  • творческие: написание мини – произведений разных жанров для библиотечной газеты "Яблочко"; литературных праздников; работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.);
  • игровые: участие в театральных инсценировках клуба, самостоятельное создание “своей” роли («Театр на книжной полке»)
  • конкурсные проекты: участие в конкурсе «Книжкины игры», литературном конкурсе в рамках международного социального проекта «Тюльпан дружбы» и др.

 

В библиотеке клуб литературного развития «Пегасик» (группа юных журналистов) два раза в год выпускает газету «Яблочко». В ней печатаются стихи, рассказы, очерки, статьи, рецензии, творческие сочинения членов клуба и лучшие рисунки читателей.

Юные журналисты собираются в библиотеке два раза в неделю. На занятиях группы юных журналистов творческие задания начинаются с обычных форм развития речи: дети сами сочиняют сказки, придумывают загадки, учатся писать письма, рецензии и т.д. В процессе этой работы развиваются литературно-творческие способности читателей. 

Большинство участников группы до посещения клуба не писали ни одного стихотворения или рассказа.  На основе интереса к литературе и занятиям в клубе постепенно у детей развиваются творческие способности.  Первые публикации размещаются в библиотечных стенгазетах.  Видя читательский интерес к своему творчеству, дети более серьезно относятся к творческому процессу и легче воспринимают теоретические понятия, поскольку проверяют их собственной литературной практикой.

Первый выпуск газеты «Яблочко» повещен экологическим проблемам. Мы библиотека –  центр экологического просвещения и на занятиях журналистикой не можем обойти своим вниманием важные и в тоже время доступные для подростков экологические темы.  Данной теме посвящены еще несколько номеров.

2013 год – год охраны окружающей среды. Итогам года посвящен один из наших номеров. О многих важных темах размышляли  участники редколлегии на страницах газеты: хрупкость северной природы,  домашние любимцы, исчезающие животные.

В 2014 году один из выпусков посвящен  домашним животным,  он вышел в рамках акции  «Протяни руку лапке». При подготовке данного номера участниками клуба проведена исследовательская работа: «Собака у вас в доме».

Важной темой для библиотеки является краеведение. Этой теме так же было посвящено несколько номеров газеты. Участники клуба проводили исследовательскую работу «Улицы родного города». Знакомились с творчеством мурманских детских писателей и рекомендовали своим сверстникам наиболее понравившиеся произведения. Сами сочиняли сказки, по мотивам саамских народных сказок.

Не оставили без внимания юные журналисты темы спорта и здорового образа жизни, им тоже были посвящены специальные выпуски газет.

В каждом номере газеты «Яблочко», какой бы теме он не был посвящен, всегда есть рекомендательный список литературы. Очень важно, что при его составлении принимают участие читатели. Здесь эффективно  действует принцип – читатель советует читателю.

Еще одна форма литературного развития ребенка – театральная деятельность, которая с одной стороны,  вовлекает ребенка в интересную игру, а с другой стороны –  учит понимать и осмысливать художественное произведение. Анализ художественного  произведения становится необходимым  для детей условием игры. 

Театр действительно, как вид искусства, очень близок литературе, с одной стороны, с другой стороны дети любят ходить в театр, участвовать в театральных постановках. Если литература дает словесное описание действительности, живопись изображает эту действительность в видимых образах, музыка воспроизводит ее в звуковых формах, то театр синтезирует в себе все эти формы, представляя зрителю видимую модель мира,  причем в его динамике – как временной, так и пространственной.

Занятия в клубе литературного развития  дают  прекрасную возможность активизировать творческое начало в каждом ребенке, позволяет организовать длительную работу (исследование) по какой-либо теме. Такая форма работы позволяет не только вовлечь детей в интересную игровую деятельность, но и повысить качество восприятия литературного произведения и  театрального искусства. Итогом этой деятельности для детей  становится  постановка спектакля, в создании которого они  принимали участие от начала и до конца.

15 мая 2011 г. "Пегасик" открыл театральный сезон – порадовал друзей библиотеки премьерой кукольного краеведческого спекатакля.  Сначала читали сказку саамской писательницы Надежды Большаковой «Приключения мышонка Удлэсь Кебпьля». А потом три месяца "играли в сказку", готовясь к представлению.

Сцену и конусных кукол для спектакля сделали художники Центральной детской библиотеки. Зрителями первого спектакля стали читатели библиотеки, родители и друзья юных артистов. Премьера прошла на ура.

«Театр на книжной полке» уже показал зрителям три кукольных (Н. Большакова «Мышонок быстрые лапки»; Гримм «Горшочек каши»; Б. Заходер «Кто же такие птички») и три драматических спектакля (Д. Родари «Чиполино»; Н. Абрамова «Позвоните Снегурочке»; Н. Носов «Приключение Незнайки»). Занятия  театра на книжной полке проходят под девизом «Развиваемся играя!».  На творческих встречах в условиях библиотеки, дети не только осваивают основы сценической грамоты, но и тренируют волю, память, внимание, учатся коллективным формам деятельности. Занятия проходят два раза в неделю.  Зрителями наших спектаклей являются читатели, пришедшие в библиотеку на праздники. А так же фрагменты постановок мы включаем в тематические мероприятия, проводимые в библиотеке.

Детский «Театр на книжной полке» позволяет организовать такую игру, в которой незаметно для участников решаются самые разнообразные задачи, стоящие перед библиотекой.

Зав. сектором интеллектуального досуга филиала №17
(Библиотека-Центр экологического просвещения) МБУК «ЦДБ города Мурманска»
Травникова Светлана Александровна