Октябрина Воронова – первая советская саамская поэтесса. Автор стихов на саамском и русском языках. Член Союза писателей СССР.
Родилась Октябрина 6 октября 1934 года в небольшом селе Чальмны-Варрэ, что в переводе с саамского означает «глаза леса».
Её мать Клавдия Григорьевна принадлежала к роду известных саамских охотников Матрёхиных. Отец поэтессы, Владимир Михайлович Распутин, сын последнего священника Богоявленской церкви в Ловозере Михаила Распутина, репрессированного и расстрелянного в 1932 году. Женившись на Клавдии Матрёхиной, Владимир, по просьбе матери, взял фамилию жены. В годы войны он служил в разведке, в особом – оленном отряде.
Октябрина была старшим ребенком в большой семье Матрёхиных (кроме неё в семье было ещё пятеро детей).
Родители много работали, поэтому все заботы о младших братьях и сестрах легли на её плечи. Она готовила еду, ухаживала за малышами, ходила за водой, вышивала.
Так у нас повелось, что издревле
Ни бабки, ни мамки
Не готовили нам ни дворцов,
Ни затейливых замков.
Спали мы на полу –
На траве увядающей рыжей,
Сквозь дырявые шкуры
Мы видели звездную крышу…
Когда началась Великая Отечественная война, Октябрине было всего 6 лет. В первые недели на фронт ушли почти все саамские мужчины, так что женщинам пришлось осваивать оленеводство – традиционно мужское занятие. Мама Октябрины развозила письма на оленьей упряжке. В дальнейшем ей было посвящено стихотворение «Военный почтальон».
Уже после войны, в 1946 году, Октябрина приезжает в село Ловозеро, чтобы учиться в школе-интернате. В 1951 году после окончания школы она поступает в Ленинградский педагогический институт имени Герцена на филологический факультет. Её друзья вспоминали, что Октябрина была готова прийти на помощь каждому, кто в ней нуждался. Она увлекалась гимнастикой и танцами, любила читать, размышляла о дружбе, трусости, равнодушии.
С группой студентов-северян выезжала Октябрина несколько раз в лингвистические экспедиции на Кольский полуостров. Она проявляла большой интерес к языку своего народа, его эпосу. Уже тогда у Октябрины проявился природный дар, даже талант в записи фольклорных текстов. Она в совершенстве знала свой язык (иоканьгский диалект), очень точно передавала не только сюжет, но и всю красочность, образность саамской речи в метафорах, сравнениях, которые, обогащали язык не только как средство общения, но и как художественный элемент человека. Рассказывая о саамском фольклоре, Октябрина говорила:
«В устном народном творчестве отлажена мудрость народа, его прошедшее, настоящее и будущее, и в этом их ценность»...
Песни, сказки.
Ночью хмурой
Вас бы слушать до утра...
У Октябрины было много предложений остаться в Ленинграде, но её тянуло на родину.
После окончания института она возвращается в Ловозеро и год работает в родном интернате. Далее, выйдя замуж за Вячеслава Воронова, уезжает на родину мужа в Новгородскую область. Почти семь лет живёт в Боровичах и, наконец, возвращается домой.
Семья Вороновых поселилась в горняцком посёлке Ревда, где Октябрина Владимировна стала работать в библиотеке.
В 1975 году происходит знакомство с мурманским поэтом Владимиром Александровичем Смирновым, который на все последующие годы стал хорошим другом и переводчиком ее стихов.
Первая книга стихов «Снежница» вышла в 1986 году и принесла Октябрине Вороновой известность. Во многих стихах – раздумья о смысле человеческой жизни.
Душа Октябрины Вороновой столь же широка, как просторы её родной Лапландии. Сильнее, острее других впитала она в душу боль и печаль своей земли, своего народа.
Первый снег принесла непогода,
Как бумага, он – бел – хоть пиши,
Но не видно у берега лодок,
И в холодных домах – ни души…
Поэтесса любит свой Север, дочерней, сестринской, материнской любовью. Все стихи ее в полном смысле слова пронизаны лирикой. Именно лирика питает их неподдельной сердечностью и непритворной добротой. В любом времени года она находит свою прелесть или переживает вместе со своими героями, радуется и удивляется им.
Самая большая в Кольской Лапландии река – река Поной, по саамски – Олмэ-вардэм-ёгкын. Для Октябрины Вороновой это не просто река или водная преграда. Она – "попутчица людская" в горестях и радостях, мудрая советчица и хранительница родовых тайн саамского народа:
Велика Поной-река:
Где мелка, где глубока,
Где замрет среди болота,
Где о камни трет бока.
В поэтическом мире Вороновой природа оживает, одушевлены и снег, и ветер, и даже камни:
Камни, камни, камни, камни
Молчаливы, холодны,
Как росы студеной капли,
Как дыхание луны…
С детства в жизнь Октябрины вошли сказки, легенды, которые она со временем переложила в стихотворные строки:
Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живёт в корневищах тугих.
Смешной в колпачке своём белом
Он зла никому не творит,
Но чтобы в тайге ты не делал
Он все за тобой повторит...
Думается, Октябрина Владимировна, создала образ гномика добрым, потому что сама имела большое доброе сердце, любовь к детям. И ожил маленький саамский человечек, стал смешным и наивным, как саамские ребятишки.
Во всех стихах Октябрины Вороновой звучит сердечность. Она привнесла в саамскую поэзию душу женщины, матери, подруги, хранительницы семейного очага. Октябрина была доброй, заботливой матерью и тётей, воспитала дочь, сына и племянницу (дочку умершей сестры).
Но не только саамской литературе Октябрина дала начало, она стала и одной из основательниц на Мурмане праздника Славянской письменности и культуры в 1986 году и саамского слова в 1989.
В 1989 году Октябрину Воронову приняли в Союз писателей, и она по праву стала называться первой саамской поэтессой. В стихах она размышляет о прожитой жизни:
Пятьдесят. Уже полвека.
Как подумаю – беда.
Что осталось человеку?-
Было,
было,
было,
Да.
На работе не ленилась,
Весела и не горда,
От людей не хоронилась, -
Было,
было,
было,
Да.
В очаге огонь держала,
Чтоб еда была всегда.
Скот пасла, детей рожала, -
Было,
было,
было,
Да…
Октябрина Владимировна ушла из жизни 16 июня 1990 года. В одном из последних стихотворений она признавалась:
Хочу остаться на земле
Хотя бы искоркой в золе,
Хотя б в скупом рассвете дня,
Чтоб дети помнили меня.
Хочу остаться жить, любя,
В упрямом сердце у тебя,
В певучих голосах тайги,
В журчании живой реки.
Хочу остаться без оков
В прохладе легких облаков,
В чуть слышном шелесте травы.
В дороге, что избрали вы.
Хоть малым лучиком во мгле
– Хочу
остаться
на земле!
Каждый человек, умирая, остаётся жить в памяти родных и друзей. Октябрина Воронова осталась жить в своих стихах.
Стихи Октябрины публиковались в крупных литературных журналах и коллективных сборниках: «Близок крайний север» (1982), «На семи ветрах» (1984), «Сполохи» (1986), «Северное сияние» (1987), «Последнее пришествие» (1998), «Здесь начинаются дороги» (1999, 2001), «Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России» (2002), в хрестоматии «Литература Кольской земли» (2004), в сборнике песен «Спешит в Ловозеро оленевод» (2007).
Произведения Октябрины Вороновой переведены на русский, саамский (кильдинский диалект), северо-саамский, эрзянский, мокшанский, горномарийский, хантыйский, норвежский, шведский, финский, немецкий, английский, эсперанто.
С 1994 года в поселке Ревда действует Музей саамской литературы и письменности имени Октябрины Вороновой, создательницей и хранительницей которого является Надежда Большакова, член Союза писателей России.