«Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, «Да» – вы скажете.
Неверно! Они кричат,
пока еще стучат сердца живых и осязают нервы…»
Память – наша история, которая подчас писалась кровью, и чем дальше уходит время, тем спокойнее воспринимают современные дети жесточайшие ее факты. Тех, кто вырос в послевоенное время, надо ли учить памяти войне, нарушать безмятежность их юных лет? Мы уверены: «Необходимо!».
«Детство, опаленное войной»: литературный час прошел для учащихся начальных классов школы №22.
Дети и война. Страшное сочетание.
Людмила Григорьевна Коновалова рассказала юным жителям Протоки о детях, чье детство пришлось на самые трудные годы – годы войны. Ребята узнали о подвигах пионеров-героев: Зины Портновой, Лары Михеенко, Володи Казначева, Нади Богдановой, Аркадия Каманина, Лени Голикова, Марата Казея и др.
О детях блокадного Ленинграда они узнали из дневника Тани Савичевой.
Среди тех, кто испытал чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества были маленькие узники концлагерей.
Виртуальное путешествие «Мы этой памяти верны! Памятники доблести и славы России» было организовано Еленой Анатольевной Нестеркиной для учащихся среднего и старшего звена. Мероприятие началось с показа видеоряда, отображающего события Великой отечественной войны и мощь современных вооруженных сил России, демонстрация сопровождалась песней Ю. Антонова, М. Дудина «Снегири», слова которой созвучны с темой мероприятия:
«Мне все снятся военной поры пустыри,
Где судьба нашей юности спета.
И летят снегири, и летят снегири
Через память мою до рассвета…»
Прежде, чем отправится в путешествие, его участники заглянули в «Толковый словарь» и вооружились знаниями о видах памятников, таких как скульптурная группа, статуя, обелиск, триумфальная арка … Школьники узнали о том, что мемориальный ансамбль объединяет и монументальную скульптуру, и живопись, и музыку, и световые эффекты.
Мероприятие сопровождала электронная презентация, создающая эффект путешествия на поезде по городам нашей страны. Она позволила «побывать» в столице нашей Родины городе Москве и «посетить» памятные места, такие как «Могила неизвестного солдата», «Поклонная гора». В Санкт-Петербурге юные граждане «совершили экскурсию» по Пискаревскому мемориальному кладбищу. Большой эмоциональный отклик у подростков вызвал рассказ о новой памятной плите под названием "Блокадная парта", созданной по инициативе учащиеся города, в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения. Гордость за свой народ вызвал у участников и рассказ о стойкости защитников Мамаева Кургана, и грандиозность памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» в Волгограде.
Знакомство с мемориалом, павшим в годы Великой Отечественной войны в Курске сопровождалось рассказом о встречном танковом бое в районе Прохоровки.
С воодушевлением слушали учащиеся повествование о героях, защитивших нашу Родину ценой собственной жизни. Особый интерес у мальчиков вызвала беседа о подвигах военного летчика Виктора Васильевича Талалихина, совершившего первый ночной таран. Девочки восхищались смелостью киноактрисы Марионеллы Королевой, которая вынесла с поля боя пятьдесят раненых солдат, а после гибели командира подняла бойцов в атаку и была смертельно ранена.
В ходе путешествие по памятникам и мемориальным комплексам города Мурманска юные патриоты рассказали интересные факты, которые они самостоятельно нашли в книгах. В завершении мероприятия школьники познакомились с выставкой, посвященной Дню Победы, размещенной в Передвижной детской библиотеке.
А на прощание каждый участник встречи получил на память георгиевскую ленточку.
Сколько же было счастья у школьников и учителей… Они смогли присоединиться к общероссийской акции, стать ее полноправными участниками.