Для справки:
Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
На уроках русского языка, истории и географии, предшествовавших библиотечному занятию, учащиеся 7-х классов КШ №1 обсудили тему языкового многообразия нашей планеты. Наши ученики выяснили, что сейчас на Земле существует более 7000 языков. Дети узнали, что существуют живые и мёртвые языки. Их немало удивил тот факт, что с развитием общества количество живых языков сокращается со средней скоростью 1 язык в две недели!
На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.
Самые распространённые языки, языки межнационального общения, это: китайский, хинди, английский, испанский, арабский, русский, португальский, французский. В настоящее время насчитывается чуть более 400 исчезающих языков. Языки умирают вместе с последним носителем языка. Прежде всего, опасность исчезновения грозит языкам, не имеющим собственной письменности. Удивительно, но в наше просвещённое время есть и такие языки.
На одном из предыдущих занятий по теме «Языки мира» в Областном краеведческом музее мы говорили о языке коренного населения Кольского полуострова – саами. Именно создание письменности помогло не только сберечь этот древний язык, но и способствовало его дальнейшему развитию.
В нашей школе обучается много детей различных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, узбеки, азербайджанцы. Во многих семьях используется двуязычие, сохраняются языковые и культурные традиции их родины. И детям было интересно услышать от одноклассников фразы, произнесённые на их родном языке, узнать, как здороваются по-узбекски, прощаются по-азербайджански, благодарят и приглашают в гости по-украински.
Но всех детей связывает язык, ставший для них проводником в мир знаний, мир межнационального общения – это наш «великий и могучий, правдивый и свободный», как писал И.С. Тургенев, русский язык.
На библиотечном уроке, который помогла нам провести главный библиотекарь центра знаний Александра Валерьевна Шаврина, «Русский без нагрузки» в игровой, доступной для учащихся коррекционной школы манере, смогла поднять серьёзные вопросы, касающиеся разных сторон обучения русскому языку.
Занимательная викторина, проходившая в интерактивной форме с использованием ИКТ, показала, что наши ученики достаточно успешно ориентируются в мире русского языка. Они умеют правильно ставить ударения в словах, разбираются в словообразовании, понимают смысл русских народных пословиц и поговорок. Дети активно включились в работу с первых минут занятия, радовались правильным ответам, совершенно искренне удивлялись новым значениям давно известных понятий и слов. Активизировал работу и тот факт, что мы разделили наших учеников на две команды. Соревновательный дух всегда служит хорошим стимулом для успешной работы.
Особенно активным был ученик 7 «б» класса Петров Захар. Он быстро ориентировался в заданных вопросах, дал больше всех верных ответов.
За правильные ответы ребятам вручались смайлики, а по окончании викторины все получили сладкие призы. Прошедшее занятие обогатило наших детей новыми знаниями и умениями в области родного языка.
По окончании занятия детям была предоставлена возможность ознакомиться с книжными фондами центра знаний. Они с удовольствием рассматривали понравившиеся книги, делились друг с другом впечатлениями.
Занятие прошло на высоком научном и эмоциональном уровне, за что огромное спасибо Александре Валерьевне.
С нетерпением ждём новых встреч с нашей любимой библиотекой и её замечательными сотрудниками.
С уважением и благодарностью:
Беляева Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы КШ №1, член Российского Союза писателей.
Беляева Светлана Николаевна, учитель истории и географии КШ №1.