Рейтинг составлен на основе данных за июль-август. Самыми востребованными книгами за это время оказались — серия о школе Виктории Ледерман и «Часодеи» Натальи Щербы, «Дневник Слабака» Джеффа Кинни и «Большая маленькая девочка» Марии Бершадской.
Однако, по мнению автора, у большинства произведений есть что-то общее.
Что именно? Задается вопросом редактор. Представляем новую рубрику Библиогида #рейтинги:
Мурманская областная детско-юношеская библиотека может похвастаться достаточно разветвлённой структурой, поэтому её книжный рейтинг тоже неоднороден. Фактически речь идёт не о едином топ-листе, а, как минимум, о трёх разных. В отдельную категорию вынесено тринадцать самых читаемых произведений для подростков в жанре нон-фикшн. Кроме того, здесь проведена граница между историями для дошкольников и младших школьников и обособлена художественная литература для подростков. Это одновременно и затрудняет выявление абсолютного общего лидера, и даёт возможность легко определить его в своём направлении.
Первое место среди познавательных книг занимает путеводитель по финансовой грамотности и инвестициям «Богатый папа, Бедный папа» Роберта Т. Кийосаки, а второе и третье места делят серии «Сенсация в медицине» и «#доказательно о медицине». Бросается в глаза, что читателей интересуют не просто познавательные, а максимально прикладные издания. Экономика, здоровье, затем на четвёртой строчке «Творческий курс по рисованию» — в списке доминирует то, что условно маркируют как «саморазвитие». Встречаются даже учебники копирайтинга («Пиши и сокращай» Ильяхова и Сарычевой) и блоггинга («Продвижение личных блогов в Инстаграм: пошаговое руководство» Митрошиной). Заметна установка на современные профессии и практическую пользу. Подобная ситуация производит двойственное впечатление. С одной стороны, перед нами отражение запроса на книги, которых нет в школьной программе. Они помогают ориентироваться в сегодняшнем дне и предлагают технологии успеха и счастья, что говорит об амбициях и мотивации читателей. С другой стороны, полное отсутствие теоретической литературы, кроме «Краткой истории времени» Стивена Хокинга, может свидетельствовать об упрощённом подходе к получению знаний. Ведь теория, как известно, суха, однако необходима для освоения большинства навыков.
Куда менее очевидные тенденции возникают в детской литературе. Прежде всего востребованы не столько отдельные книги, сколько целые серии. В разделе «для дошкольников» — сказки Джулии Дональдсон, обучающие издания Елены Ульевой, приключения котёнка Шмяка, а также «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста. В каждой серии есть уникальная атмосфера, будь то абсурдный юмор скандинавского классика или экзотические миры английской писательницы, но в общей картине первенство сохраняют динамичные и весёлые истории. Произведения для младшеклассников тяготеют к реализму. Их герои, как правило, ровесники потенциальных читателей. Сюда относятся и самая читаемая проза Ани Доброчасовой, и «Светлик Тучкин» Виктории Ледерман, и бронзовый лидер списка — «Большая маленькая девочка» Марии Бершадской. Все эти книги большое внимание уделяют темам взросления и адаптации к миру взрослых, у них оптимистичный настрой. Выбиваются из подобного жизнеутверждающего ряда «Школа Жуткинса» и «Маленькая злая книга». Они занимают традиционную нишу «ужастиков», которая, как и ожидалось, тоже популярна, но выходит за пределы первой пятёрки.
(Российская государственная детская библиотека)
Фото: «Библиогид»