Чаще всего истории о Незнайке мы начинаем читать в раннем детстве. Смешные и понятные ситуации, над которыми можно посмеяться и примерить на себя – ну кто не запомнил, как художественные потуги Незнайки всякий раз заканчивались строгим осуждением окружающих? Путешествия в Солнечный город и на Луну читаются позднее и запоминаются, как правило, хуже, но впечатление «Незнайка – это для детсада» распространяется на всю трилогию. Но наши подростки с легкостью опровергли это утверждение и докопались до подтекстов!
Кто такой Незнайка и в каком мире он живет? Почему в Цветочном и Зеленом городе малыши и малышки живут в конфронтации, откуда истоки конфликта? Можно ли назвать Незнайку героем-трикстером? Чем можно объяснить такое его нарочито демонстративное поведение? А Знайка – это лидер коротышек или диктатор, возомнивший о себе слишком много?
Обсудили и устройство Солнечного города. Хотели бы мы жить в обществе, где все дается даром, или за привлекательной вывеской скрывается темная подоплека? Почему в Солнечном городе все начало рушиться, стоило только появиться элементам хаоса – Незнайке и превращенным в людей ослам? Почему волшебная палочка перестала работать после определенных трех проступков (хотя, как справедливо заметила Кнопочка, их было тридцать три)?
Как правило, больше всего споров, восхищений и осуждений вызывает последняя книга трилогии – «Незнайка на Луне». Слишком много экономики, слишком похожа на жизнь, зачем это читать детям? Здесь наши мнения тоже разделились – кто-то утверждал, что было скучно читать о биржах и акциях, кому-то наоборот, было интересно, наконец, понять механизмы рыночных отношений, которые Носов так блестяще описал. Поговорили о том, какое общество представлено в лунных городах – можно ли назвать его антиутопичным или же это просто наша реальность как она есть? Какое будущее его ожидает, когда земные коротышки улетят? Вернется ли все на круги своя или все же профсоюзы рабочих возьмут контроль над фабриками в свои руки и все заживут справедливо? Да, определенно, тут было над чем размыслить.
Ну и невозможно удержаться от поиска ассоциаций с другими произведениями. Например, нашли мы четкие параллели с «Божественной комедией» Данте. Знакомимся с героями в своеобразном подобии Чистилища, в второй книге попадаем в Рай, он же Солнечный город, ну а в третьей – перемещаемся в Ад. На протяжении всего пути Незнайку, как и Данте, сопровождают различные спутники, так же, как и великий итальянец, коротышка проходит долгий путь к самому себе. Закладывал ли автор эти смыслы? Никто не знает, но если произведение позволяет читателю безболезненно вместить все эти смыслы – значит, оно поистине талантливое!
Хотите тоже научиться смотреть на любое произведение с разных точек зрения, дискутировать о прочитанном и перекидывать параллели к классике? Приходите к нам в клуб!