Познавательный марафон «Печатная история»

За 20 тысяч лет до нашей эры в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания) люди начали чертить первые рисунки. Понадобилось еще 17 тысячелетий, чтобы появилось одно из самых потрясающих достижений человека – письменность.

Посмотри, как быстро в жизни

Все забвенье поглощает!

Блекнут славные преданья,

Блекнут подвиги героев…

Память о великих людях

Умирает вместе с ними;

Мудрость наших дней исчезнет,

Не достигнет до потомства,

К поколеньям, что сокрыты

В тьме таинственной, великой

Дней безгласных, дней грядущих…

Так сказал себе однажды

Гайавата, размышляя

О родном своем народе…

Г.У.Лонгфелло. Песнь о Гайавате

 

Письменность можно без преувеличения назвать самым главным достижением человечества. С ее появлением становится гораздо проще вести дела, общаться с соседними племенами и распространять свое культурное (и не только) влияние на другие народы. Во многих культурах буквы – священный дар богов, а люди, владеющие искусством чтения и письма, особо приближены к небесам.

Вся наша цивилизация – целиком и полностью наследие некогда изобретенной системы письменных знаков!

 

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Г.У.Лонгфелло. Песнь о Гайавате

 

История письменности теснейшим образом переплетается с техническим прогрессом и взлетом человеческой мысли. Кажется, только-только подсохли глиняные таблички с выдавленной клинописью, искусные резчики устало смахнули пыль с высеченных иероглифов на облицовке египетских храмов – а уже появился печатный станок и все заверте… Иоганн Гуттенберг, Иван Федоров, Франциск Скорина – история сохранила имена великих первопечатников и их мы почитаем и доныне.

Сейчас можно услышать множество жалоб на то, что нынешнее поколение ничего не читает, буквы забыли, только видеоформат и потребляют, да и тот – максимально коротенький. Так ли это? А может быть, нынешнее поколение читает и создает тексты в разы больше, чем предыдущее может себе даже представить? Возможно, письменная культура сейчас как никогда раньше сильна и процветает? Это непростой вопрос, над которым специалисты спорят до хрипоты, но всех нас рассудит неумолимое время. А пока же – мы можем наблюдать, изучать прошлое, создавать настоящее, грезить о будущем…

 

ГОБУК «Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П. Махаевой» в рамках проекта поддержки чтения «МОСТЫ» приглашает присоединиться к познавательному марафону «Печатная история» все библиотеки, обслуживающие детей и юношество, и в 2024 году окунуться с головой в историю письменности!

 

Сроки: марафон стартует с 17 января, в рамках Дней науки в библиотеке, и завершается 1 ноября 2024 года.

 Для информационной поддержки марафона создано сообщество ВК:  https://vk.com/gutenberg2024

Условия участия:

– ознакомиться с Положением о марафоне и прислать заявку на участие,

– организовать книжную выставку, посвященную теме Марафона,

– провести не менее трех мероприятий в рамках Марафона,

– в срок до 08 ноября 2024 года прислать отчет о проведенных мероприятиях.

 

Примерный календарный план Марафона:

январь

4 января отмечается 215 лет со дня рождения французского изобретателя Луи Брайля (1809-1852)

Луи Брайль ослеп в 5 лет, в 10 лет его отдали в Парижский государственный институт для слепых детей. А в 15 он разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих людей, который в практически неизменном виде используется сейчас по всему миру. Предлагаем почтить память великого французского изобретателя в рамках Дня детских изобретений (17 января).

 

февраль

8 февраля 1724 года по велению императора Петра I была образована Академия наук и художеств.  Учиться в ней дозволялось отрокам не только дворянского происхождения. В 1999 году указом президента Российской Федерации этот день был установлен Днем российской науки.

Помимо всего прочего, Петр I  в 1708 году ввел в обращение гражданский шрифт, значительно упростивший типографский набор кириллических книг и позволивший сравнительно быстро печатать гораздо большее количество светских изданий, предназначавшихся для изучения различных областей науки. Таким образом, без петровской реформы русского алфавита, скорее всего, не было бы и значительной части российской науки!

Кстати: с января по апрель Мурманская областная детско-юношеская библиотека имени В.П.Махаевой проводит цикл онлайн-квизов «Что открыл Петр I», один из которых будет посвящен 300-летию Российской академии наук. Присоединяйтесь!

 

март

3 марта отмечается Всемирный день писателя. Конечно, первые письменные памятники – это различные хозяйственные записи, сколько урожая заготовлено и кто сколько кому должен. Но примерно в это же время делаются первые записи о похождениях Гильгамеша, записываются религиозные гимны, слагаются величественные поэмы, дошедшие до нас отрывками, упоминаниями, полустершимися надписями…

14 марта – 460 лет назад вышла в свет книга «Апостол», изданная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. Книга представляла собой подлинный шедевр книгопечатного искусства и что немаловажно – было точно датирована. Именно поэтому в 2009 году по решению русской православной церкви был учрежден День рукописной книги и приурочен он к дате выпуска первой печатной книги на Руси. Праздник нацелен на то, чтобы обратить внимание читателей на лучшие традиции русского книгоиздания, глубокие духовные корни русской литературы, осознать значение печатного слова.

 

апрель

2 апреля – Международный день детской книги. Долгое время для детского чтения не существовало специализированной художественной литературы. Только в 19 веке к литераторам и издателям пришло понимание, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. И только в 1956 году была создана премия имени Х.К.Андерсена, а в 1967 году 2 апреля объявили  Международным днем детской книги.

Но испокон веков дети все же получали свои первые книги. Приходя на школьные занятия, они обучались грамоте по «Азбукам», постигали мудрость предков по простейшим учебным текстам. В 1574 году Иван Федоров напечатал первый тираж своей «Азбуки» – и в последующие года ее многократно перепечатывали и переиздавали. Сейчас в мире осталось всего два экземпляра «Азбуки» Ивана Федорова. И еще важные книги-юбиляры:

– 330 лет со времени выхода в свет "Лицевого букваря" Кариона Истомина (1694)

– 160 лет назад вышла в свет учебная книга для детей К.Д. Ушинского "Родное слово" (1864)

 

23 апреля – Всемирный день книги и авторского права. По решению ЮНЕСКО в этот день все люди, так или иначе причастные к книге и книгоизданию (а значит, вообще все люди на Земле) воздают должное этому поистине магическому предмету – Книге. Книги связывают прошлое и будущее, прокладывают мосты между поколениями, народами, странами и континентами, позволяют вселиться в другого человека, взглянуть на мир его глазами, услышать его ушами, почувствовать его мир, его культуру.

 

май

24 мая – День славянской письменности и культуры

История обретения славянской письменности обросла мифами и легендами. Что было раньше – глаголица или кириллица? Чем занимались Кирилл и Мефодий? Как они создали свой алфавит и зачем? Какова история празднования Дня славянской письменности и культуры? Есть повод поговорить!

 

июнь

24 июня – условно считают днем рождения Иоганна Гутенберга, полулегендарной личности, которая определила облик всей последующей эпохи. Именно он сконструировал и запустил разборный печатный станок, который позволил сравнительно быстро тиражировать книги. Книги стали создаваться гораздо быстрее, их стало больше – а значит, знание стало гораздо доступнее. Более того, понадобились инженеры-изобретатели, которые могли совершенствовать станок и расходные материалы; появились читатели – понадобились писатели, художники, ученые, учителя... Маховик времени начал раскручиваться с невероятной скоростью, поступь прогресса была неумолима.


июль

13 июля 2000 года при раскопках Новгородской археологической экспедицией был обнаружен Новгородский кодекс – самая древняя на сегодняшний день славянская книга. Примерная датировка – 1015 год (плюс-минус 15 лет). Он состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью писа́ла, и содержит полные тексты псалмов 75 и 76, частично – 77, а также следы более ранних текстов. Эта дата – прекрасный повод поговорить о письменной культуре Киевской Руси!

 

август

22 августа – День российского флага. Геральдика – это тоже письменность! Своеобразная, но все же: у нее есть своя символика, правила чтения и употребления. Флаги, гербы, эмблемы создавались не просто так, они были нужны для узнавания «своего» рыцаря. Был даже выработан своеобразный геральдический язык, позволявший описать всю историю определенного рода. Сейчас существует специальный протокол, который определяет правила обращения с государственным флагом.

 

сентябрь

8 сентября – Международный день распространения грамотности. Отмечается с 1967 года по решению ЮНЕСКО. Грамотность – это не просто умение читать и писать.  Грамотный человек, как правило, культурный, овладевший нормами поведения, общения, думающий и сознательный. Неслучайно одно из главных направлений деятельности ЮНЕСКО – распространение грамотности. До сих пор по меньшей мере 700 млн взрослых людей не умеют писать и читать и не имеют доступа к образованию. Сколько Толстых, Эйнштейнов, Менделеевых мы не получили? Может, мы могли уже лететь к звездам?

Также в сентябре исполняется 115 лет со дня открытия памятника Ивану Фёдорову в Москве (1909).

октябрь

октябрь  – 910 лет со времени смерти русского летописца Нестора (ок. 1056-1114). Нестор считается одним из составителей «Повести временных лет» – фундаментального для славянской культуры и истории документа.  Кроме того, Нестор написал «Житие Феодосия Печерского» и «Житие Бориса и Глеба» – древнейшие жития первых русских святых.

Нестор – почти легендарная фигура, не сохранилось ни подробностей жизни, ни описания его внешности. Тем не менее, каждый образованный человек при слове «летопись» вспоминает его имя. Также Нестор Летописец канонизирован Русской Православной церковью в лике преподобных (святые, угодившие Богу монашеским подвигом), под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-католической церкви. Мало кто из летописцев удостоился такой чести!

 

Также 22 ноября отмечается День словарей и энциклопедий. Именно в этот день родился В.И.Даль, составитель ««Толкового словаря живого великорусского языка», до сих пор непревзойденного по объему.


 ***

Следование календарному принципу работы над Марафоном имеет свои преимущества и недостатки. В частности, оно не даст ясной картины того, как вообще человечество пришло к нынешней эпохе Гутенберга и что за ней грядет. Календарь – лишь повод отметить даты, провести просветительскую работу.

Поэтому предлагаем для составления плана работы и разработки собственных мероприятий следующие тематические блоки:

«Божественное изобретение»

Что такое письменность? Как знак становится буквой? Почему людям стало важно записывать знание? Какие бывают виды письменности (иероглифы, узелковое письмо, слоговое, пиктографическое, алфавитное и др.)? Почему не все виды письменности можно расшифровать?


«Материаловедение»

На чём писали и чем писали? Этот блок можно сделать полностью практико-ориентированным – попробовать создать бумагу, чернила, перья, или попробовать использовать другие материалы для письма.


«Сама мала, а ума придала»

Блок, посвященный книге как культурному феномену. Что такое книга, когда она появилась, как выглядела, какие бывают виды книг? Из чего состоит книга – обложка, титульный лист, выходные данные и т.д.

«В печать!»

как книгопечатание изменило мир и заставило шевелиться шестеренки прогресса.


«Не надейтесь избавиться от книг!» Судьба книги в цифровую эпоху. Дискуссионный блок, где можно поговорить об изменениях формата чтения (электронные книги, аудиоформат), формате самой литературы – как влияет фанфикшен, сетевая литература, развитие нейросетей и ИИ. Угрожает ли это книжной культуре или наоборот, обогащает?

Форму мероприятий могут быть самые разные – наиболее продуктивно можно задействовать мастер-классы, например, запустить серию мастер-классов, в результате которых каждым участником будет создана собственная книга.

 

Материал будет пополняться.